"Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы  бойынша білім бөлімі Ақкөл қаласының Кеңес Одағының Батыры Петр Михайлович Исаков атындағы №1 жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесіне
КГУ «Общеобразовательная школа №1 имени Исакова Петра Михайловича, Героя Советского Союза города Акколь отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области»

Мақалалар және БАҚ

СоцСети

      

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Путь к сердцу ученика через любовь и понимание-поведенческая стратегия и тактика учителя самопознания

10.02.2017

Путь к сердцу ученика через любовь и

понимание-поведенческая стратегия и тактика учителя самопознания

Познать

себя… Зачем это необходимо каждому человеку? Почему это очень важно сейчас и

было важно всегда, на протяжении многовековой истории развития человечества.  Вероятно, познание себя необходимо для того,

чтобы дать возможность себе выявить все лучшие качества, заложенные от рождения

в каждом из нас. И не просто выявить, а практиковать их, то есть проявлять доброту,

милосердие, стремиться к познанию истины, к обретению внутреннего покоя, к

исполнению своего долга, к проявлению бескорыстной любви ко всему, что нас

окружает. И главная задача учителя самопознания – помочь каждому ребенку познать

себя, свое внутреннее Я. Одно из главных достижений нашего государства, которым мы, безусловно, очень гордимся – это мирное небо над головой, толерантное отношение к людям разных конфессий, а также великолепная возможность дать детям не только интеллектуальное, но и нравственно-духовное образование и воспитание. И для этого у нас имеются все необходимые средства. Просто необходимо другими глазами посмотреть на ребенка, помочь ему поверить в свои силы, раскрыть его внутренний потенциал, склонности и скрытые таланты. Чтобы ребенок раскрылся перед своим учителем, он должен обязательно верить ему.

Программа

«Самопознание» помогает найти путь к себе, раскрыть свои лучшие качества, свое

высокое «Я» и всегда оставаться Человеком. Ведь цель преподавания дисциплины

«Самопознание» – становление человека совершенного характера, основанного на

вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова, дела.

С.А.

Назарбаева говорит: «На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная

цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать

по-английски. И вот он уже готов – человек новой формации! А то, что это дитя

не умеет отличить добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в

общем-то, не волнует. Именно через образование мы хотим возродить в нашем

обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере

реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести

пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле».

2 слайд   Василий

Александрович Сухомлинский говорил

Возлюби

Ребёнка.

Возлюби

его сильнее, чем самого себя.

Уверуй,

что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя.

Всего себя отдавай детям  и только тогда сможешь именоваться Учителем.

 

Основной

предпосылкой для духовно-нравственного образования учащихся является предмет

«Самопознание», который обусловлен единством цели, принципов, задач, содержания

и условий преподавания. Такое единство обуславливает процесс трансформации не

только ученика, но и учителя. Духовность, составляющая основы предмета

«Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений –

интеллектуальном, этическом и эстетическом

Эффективность

предмета «Самопознание» напрямую зависит от соблюдения одного из важнейших

условий – создание комфортного морально-психологического климата в классе. Так,

если в душе учителя царят мир и покой, то и ученики на уроке будут

дисциплинированы и сконцентрированы.

3 слайд  Условия 

преподавания дисциплины «Самопознание» следующие

·       

Использовать

позитивного настроя

·       

Придерживаться

общечеловеческих ценностей

·       

Проводить

самоисследование

Использовать

гуманистические методы

Если

учитель встречает ребят доброжелательной улыбкой, то и ученики будут позитивно

настроены. Ш.А. Амонашвили в труде «Улыбка моя, где ты?» пишет о роли улыбки

учителя в педагогическом процессе: «Педагог, лишенный улыбки, может только

навредить своим воспитанникам. Улыбка, которая от сердца, преобразует жизнь,

делает ее красивой. Не жизнь питает улыбку, а улыбка питает жизнь...».

4 слайд Методы духовно

–нравственного воспитания

·       

Атмосфера

искренности

·       

Атмосфера

взаимопонимания

·       

Атмосфера

любви

·       

Атмосфера

доверия

Когда

учитель вдохновлен, то вдохновляются и ученики. Поэтому важнейшим условием

духовно-нравственного образования в школе является использование таких методов

и приемов преподавания «Самопознания» как позитивный настрой, позитивное

высказывание (цитата урока), рассказывание историй, творческая групповая

деятельность, музыка и пение хором. Эти методы и приемы, помноженные на любовь

учителя, его педагогическое мастерство и глубокое духовно-нравственное чутье,

позволяют испытать чудо урока и ученикам, и самому педагогу.

 

5 слайд  Алгоритм действий учителя

1

Продуктивное взаимодействие с учениками

2.

Развитие самосознания школьников

3.

Формирование собственного «Я»

4.

Использование на практике морально- этических знаний и убеждений

5.

Создание ситуации морального выбора

6.

Уважение результатов чужих усилий.

7.

Признание прав других детей

 

6 слайд

Методы воздействия

Упражнение-

обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение

навыков и привычек на практике

 

Убеждение-направлено

на формирование этических понятий , на разъяснение  нравственных принципов, на выработку

этических идеалов

 

 

7 слайд

Самопознание

Самовоспитание-целенаправленное

воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера

Самосовершенствование-процесс углубления

общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни,

поднятие его на ступень более высокого качества

8 слайдПриемы

преподавания самопознания

Позитивный

настрой–музыка , релаксирующий текст

Цитата

урока-

Творческая

деятельность

Подарок

учителя

Групповая

деятельность

9 -10 слайд

Методический

прием позитивного настроя направлен на преодоление состояния эмоционального

возбуждения, гиперактивности ученика, очищение и успокоение ума для достижения

гармонии и душевного покоя.  Цель

внутреннего позитивного настроя в том, чтобы понять, что покой находится

глубоко внутри нас. А наше сердце – это обитель совести, и именно там мы должны

ее искать, куда должны достучаться. Во время применения данного приема

сосредоточение остается только на самом себе. Учащийся сохраняет адекватное

восприятие реальности на протяжении всего упражнения. Время, отведенное на

позитивный настрой – от 2-х до 5-ти минут. Данные упражнения способствуют

развитию уравновешенности, самоконтроля, умению концентрироваться, улучшению

памяти. После них на уроке налаживается дисциплина, что способствует лучшему

усвоению информации на уроках.

11 слайд

Для

практики позитивного мышления на уроках важно применение цитаты как позитивного

высказывания, заключающего в себе квинтэссенцию ценности, изучаемой на уроке.

Использование цитат на уроке помогает ученикам снять излишнее беспокойство и

пробудить веру в духовное начало.

Цитата

должна быть неотъемлемой частью каждого урока самопознания, не только как

метод, но и как привычка, которая становится частью повседневной жизни

учащегося.

12 -13слайд Творческая

деятельность

Творческая

работа – один из методов преподавания курса «Самопознание». Значение данного

метода неоспоримо, так как он имеет ряд преимуществ: активизирует творчество,

стимулирует воображение, является средством выражения, способствует

расслаблению и поднимает настроение, укрепляет уверенность в себе,

сотрудничество и согласованность в действиях, движениях,  усиливает чувство ответственности, повышает

дисциплинированность, терпение, настойчивость, развивает навыки, раскрывает

потенциальные таланты.

Выделяют

следующие виды художественного творчества, рекомендуемые для использования  на уроке: разыгрывание сценок (имитация

ситуаций, которые ученики представляют по очереди), игры ,рисование ,пение.

Пение

хором – один из важнейших методических приемов преподавания самопознания, так

как один из самых совершенных инструментов, оказывающий на нас наиболее сильное

эмоциональное воздействие – это человеческий голос. Но кроме непосредственного

голосового воздействия, процесс пения имеет еще целый ряд свойств, оказывающих

положительное воздействие на физическое, психическое, эмоциональное и духовное

развитие учащего.

Пение

делает глубоким и ритмичным дыхание, что полезно для здоровья. Оно также

повышает самодисциплину. Пение хором учит взаимодействию друг с другом, учит

работать, как одна команда Оно помогает развитию сосредоточенности и памяти. Пение

также развивает чувство уверенности в себе, так как преодолевается

застенчивость. Важным фактором является и то, что пение помогает развивать

интуицию, ведь чтобы правильно петь, нужно согласовывать мелодию, слова и ритм,

что создает чувство равновесия и гармонию внутри нас.

14- слайд Подарок

учителя

Следующим

приемом формирования позитивного мышления является подарок учителем истории,

который занимает центральное место в уроке. Рассказ на уроке играет огромную

роль и имеет большую значимость для выявления внутренне присущих каждому

человеку ценностей. Использование рассказов на уроке позволяет эффективно

проиллюстрировать ту или иную человеческую ценность, дать представление о ее

практической стороне. Кроме того, каждый рассказ способен наполнить своей нравственной

глубиной любой урок.

Выбирая

историю для рассказа, я   учитываю следующие

факторы: предпочтения и интеллектуальное развитие учащихся, возрастные

особенности, семейные обстоятельства детей. И прежде всего рассказ должен

иллюстрировать изучаемую ценность и соответствовать цели урока.

Ш.А.

Амонашвили, подчеркивая воспитательное влияние художественного слова, пишет:

«…влияние … может быть усилено, если слушать его на уроке всем классом… и если

еще учитель в это время сам не постесняется проявить перед учениками свою

чувствительность». В связи с этим, следует обратить особое внимание на

определенную технику рассказа, а именно: использование широких возможностей

голоса, мимики, жестов. Но самое главное – учитель должен применять на практике

все то, чему он учит детей.

15 слайд Групповая работа

Групповая

форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают

пользу от сотрудничества друг с другом. Кроме того, в ходе групповой работы на

уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся я применяю различные

приемы: например приемы критического мышления: «Кластер», «Синквейн» и т.д.

предполагают работу в группах, приемы диалогового обучения подтверждают, что

дети эффективно учатся при активном их вовлечении в обсуждения и дискуссии.

Необходимо отметить, что при групповой форме обучения учащиеся развиваются как

в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться

со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями,

принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя. По

итогам анкетирования, групповая форма является одной из любимых форм работы

моих учеников…

Таким

образом, предложенные методы и приемы, применяемые на уроках самопознания,

направлены на выявление духовно-нравственного потенциала учащихся и

способствуют развитию разносторонней гармоничной личности ребенка.

Уроки

самопознания имеют свою специфику и отличаются от других уроков тем, что

требуют формирования положительных, позитивных качеств, специальных знаний,

умений, навыков для самостоятельного решения проблем.

Общение

на занятиях по предмету «Самопознание» также специфично и отличается от общения

на других занятиях и управление этим общением требует специальных

психологических знаний и умений.

Для

организации урока по предмету «Самопознание» необходимы психологические основы

обучения, психологическая характеристика нравственно-духовного становления

личности учащегося, психологические особенности навыков, выявление психического

состояния ребенка при выполнении заданий, решении проблем, лидерства,  саморегуляция психических состояний, знания

социально-психологической особенности ученического коллектива, установление

социально-психологического климата.

Вопросы

нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали

общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых

образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей.

В

Конвенции ООН о правах ребенка обозначено «право на полноценное нравственное

развитие». Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми должен

руководствоваться человек с раннего возраста, этические нормы, правила

поведения, определяемые этими качествами. Кто как не учитель, имеющий

возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме

важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является

познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные

представления и понятия. Нравственное воспитание - процесс, направленный на

формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление

его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим

обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том,

чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во

внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть,

достоинство.

Национальная

система образования ориентирована на развитии личностного потенциала

подрастающего поколения, формировании у детей и молодежи гуманных убеждений и

опыта нравственного поведения через постижение таких общечеловеческих

ценностей, как любовь, добро, истина, красота нравственность, духовность. 

«Самопознание»

- это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами,

приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным,

счастливым и радостным, добрым и мудрым.

С.А.Назарбаева

отмечает: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и

каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают

наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить

пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и

творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать

уроки самопознания, уроки Любви».

  Учитель самопознания Аккольской средней школы №1 им.П.Исакова Бреус С.С.

Акколь 2017

Просмотров: 849


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст