ГУ «Аккольская средняя школа
№1 им. П. Исакова»
Учитель математики Струминска Л.О.
Мастер – класс
«Рациональные
способы решения тестовых заданий на ЕНТ»
«Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны». Н.А. Назарбаев
Сегодня перед каждым учителем стоит задача не просто дать школьникам сумму знаний по предметам, но и сформировать у них логическое мышление, умение устанавливать причинно–следственные связи с раннее изученным материалом, учить анализировать, сравнивать и обобщать. Глобальной целью образования является то, чтобы выпускник школы умел ориентироваться в жизни, был способным найти свое место в ней. Образование должно помочь понять жизнь во всём её многообразии, со всеми печалями и радостями. Математика - одна из самых древних наук о количественных отношениях и пространственных формах. Математика, как фундаментальная наука, является инструментом для изучения других естественных дисциплин, таких как физика, химия, география, биология, информатика и других наук. Счет и вычисления - основа математики. Заниматься математикой -значит развивать своё внимание и мышление, тренировать упорство и настойчивость. В условиях перехода к новой форме сдачи итоговой аттестации на базе школ, тестирования для поступления в ВУЗы РК остается актуальным вопрос о целенаправленной, системной, качественной подготовке учащихся к экзаменам. Задачами педагогов остаются:
- помочь учащимся более эффективно изучить программный материал;
- интенсифицировать процесс повторения;
- поднять уровень знаний;
- вырабатывать четкость изложения знаний, умение анализировать и обобщать материал.
Учащиеся должны уметь быстро ориентироваться среди данных вариантов ответов, а для этого надо знать и уметь применять эффективные способы решения. Ведь ЕНТ выявляет не только знания, которые дают на уроке, но и умение ориентироваться в предложенной схеме, уровень тестовой культуры, а также психологическую готовность демонстрировать свои знания и умения в непривычной обстановке.
Педагоги нашей школы всегда работают над вопросами эффективности подготовки учащихся к сдаче государственных экзаменов и единого национального тестирования. Эта проблема волнует всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и родителей. Подготовка выпускников к ЕНТ является одним из направлений деятельности учителей математики.
Моё педагогическое кредо: помочь ученику научиться самостоятельно добыватьзнания, размышлять, решать проблемы, чтобы стать свободной, творческой личностью. Я не устаю повторять детям: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!» Айвен Нивен «Тысяча учителей – тысяча методов» гласит китайская пословица.
Перед собой я ставлю следующие задачи:
1. Углубление и расширение знаний учащихся по предмету.
2. Развитие интереса к приобретению знаний.
3. Развитие памяти, логического мышления, умения обобщать, высказывать свои мысли.
4. Отработка навыков выполнения тестовых заданий.
5. Обучение работе с дополнительной литературой и интернет – ресурсами.
6. Научить применять различные «хитрости» и «логически выстроенные рассуждения» для получения ответа
наиболее простым и быстрым способом.
Расскажу о своих формах, методах и приёмах, применяемых для осуществления поставленных задач. Работа по подготовке к экзаменам и тестированию по математике ведётся, начиная со среднего звена. Контрольные, самостоятельные, проверочные работы, индивидуальные задания я составляю, применяя экзаменационные материалы, пробные сборники тестирований, рекомендованные Министерством образования и Науки РК.
Для развития познавательного интереса к предмету и успешной сдачи экзаменов, предлагаю: некоторые способы
быстрых вычислений, исторический материал, различные способы решения задач, хитрые приемы при решении задач, в которых ответ находится сам собой, почти автоматически без серьезных усилий со стороны решающего.
Работая с тестами, учу ребят анализировать данные варианты ответов, путём логических рассуждений, устных вычислений, либо подбором, исключать неверные ответы и приходить к правильному выбору. В 11 классе консультации провожу по плану, по вопросам учащихся, повторяя изученный раздел или определенную тему; индивидуальные занятия с одним или группой учащихся. Уже несколько лет применяю такую форму работы, начиная с 10 класса и в начале 11, как экспресс – тесты. Где не даются варианты ответов, а в течении нескольких минут надо, применяя формулы, получить верный ответ. Здесь идёт и повторение материала и выработка навыков рационального нахождения ответа. Так же с 10 класса используем Диск 5plus, в который включены новые форматы тестов с просмотром правильных ответов. При изучении определённых тем, начиная со среднего звена, акцентирую
внимание учащихся на необходимость их твёрдого усвоения, для дальнейшего применения
при более глубоком изучении в старших классах. А с выпускниками при изучении нового материала предварительно повторяем ранее изученное по данной теме, так как все темы взаимосвязаны. В начале урока практикую «разминку» с тестовыми заданиями по изучаемой теме с «жестким» ограничением времени с самопроверкой и анализом. Одной из форм домашней работы предлагаю: выбрать упражнение самостоятельно или решить пять задания по соответствующей теме из сборников для подготовки к ЕНТ.Проводя пробное тестирование, проверочные работы, с целью коррекции знаний, анализируем допущенные ошибки индивидуально и всем классом. Немало важным аспектом для достижения положительных результатов является психологический настрой: как учащихся, так и родителей. Вселяю в учеников уверенность в своих знаниях, умение сосредоточиться, не бояться, читать задание до конца, рационально использовать всё отведённое время.
Рассмотрим приемы решения квадратных уравнений, являющихся основой для решения тригонометрических,
логарифмических, показательных уравнений и текстовых задач.
1.Нахождение корней по сумме коэффициентов
ах2 + bx + c = 0.
Еслиа + b + c
= 0, то х1 = 1, х2 = с/а
Если а + c =b
, то х1 = -1, х2 = - с/а
а )12х2 – х – 11 = 0
.
б) 7х2 + 3 х – 4 =
0 .
2.Способ переброски коэффициентаа при
а) 6х2 – 11х – 2 = 0 б) 2х2 - 11х + 15 = 0.
3. Применение Теоремы Виета:
а) х2 + 8х – 9 = 0 б) х2 –2х– 3 = 0.
4. Применение формул сокращенного умножения
а) х2– 4х + 4 = 0 б) х2+ 2х + 1 = 0
5.Применение квадратных уравнений при решении тригонометрических уравнений:
2 cos2x - 5cosx + 3 = 0
2 – 5 + 3 = 0, значит, cosx = 1,cosx = 1,5 x = 2πn, n Z нет решений
6.Применение квадратных уравнений при решении показательных уравнений:
4х - 9· 2х + 8 = 0 - 9а +8 = 0
7.Применение квадратных уравнений при решении логарифмических уравнений: 2
8. Решение задач на прямую и обратную пропорциональность практической направленности из тестовых заданий выпускников с воодушевлением решают шестиклассники.
1. 6 рабочих, работая вместе, выполняют работу за 24 дня. Сколько времени потребуется для выполнения этой же работы, если число рабочих уменьшится в три раза?
2. За 3 кг помидор заплатили 228тг. Сколько тенге нужно заплатить за 5 кг помидор?
9.Рассмотрим некоторые текстовые задачи. Длярешения, которых не потребуется никаких вычислений, а ответ находится сам собой, почти автоматически без серьезных усилий с помощью внимательного исследования ответов.
1. Средняя линия трапеции равна 7 см. Одно из ее оснований больше другого на 4 см. Найти основания трапеции.
А) 10 см, 4 см В) 5 см, 6 см C) 5 см, 9 см D) 11 см, 3 см Е) 2 см, 12 см.
Прежде всего, в глаза бросается, что ответ В) неверен, так как в трапеции с основаниями 5 см и 6 см средняя линия не равна 7 см. Однако эта попытка решения весьма слабая и не приводит сразу к ответу. Лучше не спешить и обратить внимание на то, что одно из оснований трапеции должно быть больше другого на 4 см и тогда ответ С)
находится однозначно и мгновенно.
2. Две трубы вместе наполняют бассейн за 6 часов. Определите, за сколько часов наполняет бассейн каждая труба в отдельности, если известно, что из первой трубы в час вытекает на 50 % больше вода, чем из второй.
А) 10 ч, 20 ч В) 10 ч, 15 ч C) 30 ч, 15 ч D) 25 ч, 20 чЕ) 18 ч, 23 ч. Если время,необходимое для работы медленного насоса, увеличить на его половину, то получим время работы более производительного насоса. Такому условию удовлетворяет только ответ В).
10. Помогла теорема Пифагора.
а |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
18 |
21 |
24 |
27 |
30 |
в |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
24 |
28 |
32 |
36 |
40 |
с |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
Все мы знаем теорему Пифагора = + но для решения задач, часто учащиеся забывают применять её и тройки чисел, которые связны c этой теоремой. Египетский треугольник со сторонами а =3, b=4,с=5 и стороны треугольников подобных ему. Также, знание сторон прямоугольного треугольника облегчает решение задачи.
а |
3 |
5 |
8 |
9 |
10 |
в |
4 |
12 |
15 |
40 |
24 |
с |
5 |
13 |
17 |
41 |
26 |
Зная формулы: а) площадь прямоугольного треугольника S= ab б) радиус вписанной и описанной окружности R=,r = в) высота опущенная на гипотенузу = можно довести решение задач до устных вычислений.
1.Катеты прямоугольного треугольника относятся как 3 : 4. Периметр треугольника равен 24 см. Найдите радиус описанной окружности. А) 10 см. В) 8 см С)6 см D) 5 см Е) 12 см.
2. Найдите медиану АМ прямоугольного
А) см, В)см, С)3см, Д) см, Е) 5см.
11.Выполнение вычислений – одно из необходимых умений ученика. В процессе решения и при записи ответа часто возникает необходимость в переводе дроби из десятичной в обыкновенную. Это не вызывает особых затруднений. А вот, если десятичная дробь оказывается бесконечной периодической – затруднительно. Я предлагаю учащимся алгоритм, который не трудно запомнить:
Чистая периодическая дробьпревращается в обыкновенную дробь, числитель которой равен числу, которое стоит в периоде, а знаменатель – число, записанное количеством девяток равным количеству цифр в периоде. 0,(35) = 2,(21) =2 = 2; 0,(15) = = = 1 = 1
Смешанная десятичная периодическая дробь равна обыкновенной дроби, в числителе которой разность между всем числом после запятой и числом после запятой до периода, а знаменатель записан столькими девятками, сколько цифр в периоде и столькими нулями, сколько цифр между запятой и периодом.
1) 0,12 (3) = = ; 2) 0,2(15) = ; 3) 0,41 (6)= . В заключение, хочется сказать, что самая сложная задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы научить каждогоученика учиться, осознанно получать знания и уметьихприменятьнапрактике. Подготовка к итоговой аттестации и ЕНТ не должна сводиться к зубрежке и простому запоминанию материала.«Единственный путь, который ведет к знаниям – это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Бернард Шоу Как добиться, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель сам все расскажет? Для меня ответ найден: использовать технологию развивающего обучения, которая рассматривает учебную деятельность как
основную форму активности учащихся. Результаты итоговой аттестацииАСШ №1
Учебный год |
Число учащихся |
Средний балл |
Качество знаний |
«Алтын бельгi» |
Аттестат с отличием | |
2015- 2016 |
22 |
13,4 |
45,5% |
Диль Ангелина |
||
2016 -2017 |
11 |
15,3 |
45,5% |
Лапаева Александра НурсеитоваМаржан |
Хиль Карина | |
Пробные тестирования выпускников 2017 – 2018 учебного года проводились три раза - средние баллы: 10,7; 12,7; 13,8 по математической грамотности; средний балл по математике 20. Практически определились учащиеся профильным предметом, выбравшие математику. Наша совместная деятельность продолжается. Смысл в решении
предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если в школе дети не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач им будет даваться с трудом. Все наши дети оченьразные: одни яркие, талантливые, другие не очень Но каждый ребёнок должен самореализоваться.
Желаю Вам успеха!