Акмолинская область
Аккольский район
ГУ «Аккольская средняя школа № 1
им. П. Исакова»
«Критериальное оценивание на уроках информатики»
Из опыта работы учителя информатики
Аккльской средней школы №1 имени П. Исакова
Полынина Максима Викторовича
Содержание
4. Технология опыта
5. Результативность реализации методической системы
Условия возникновения и становления опыта
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.
Основная задача современной школы – интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, умение связать новые знания с жизненным опытом. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» в новом стандарте важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»». Новое время ставит перед педагогом новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.
Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания.
«Оценивание класса не является простым техническим устройством. Учителя оценивают с помощью оценок или слов. Какой бы способ они не использовали, за ними стоят не просто объективные или полуобъективные нормы и стандарты, но и предположения о развитии, обучении и мотивации детей; ценности, чувство собственного достоинства и относительная важность способностей и усилий»,- учит нас Александер.
При критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу, где оценивается не личность ученика, а его деятельность. Здесь же появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.
На уроках информатики я предлагаю ученикам выдвигать свои критерии для оценивания данного урока.
Таким образом учащиеся на уроке придерживаются следующих правил оценочной безопасности:
Более углубленно и серьезно относятся к такому виду оценивания старшеклассники. Они помимо критериев выдвигают дескрипторы. Так на уроках в 9 -10 х классах ученики сами составили критерии и дескрипторы: Критерий- работа с практическими заданиями, дескрипторы - правильное оформление работ. Во всех случаях ученики вычисляют набранные баллы и обоснуют свои мнения.
Внедрение критериального оценивания в процесс обучения способствует снижению школьной тревожности ученика, у них появляется ответственность за результаты своего труда, формируются навыки самоанализа и самооценивания.
Таким образом, критериальное оценивание ориентирует современных школьников не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность и перспективность опыта
В настоящее время все образовательные учреждения общего и среднего образования практически осуществили переход на обновленную систему образования. Основу этой системы составляет критериальное оценивание. Система критериального оценивания определяет базу для внесения изменений в действительную систему оценивания учебных достижений учащихся общеобразовательных учреждений. Это позволяет обеспечить качество системы оценивания, их соответствие международным стандартам и потребностям обучения каждого учащегося. Обновленная для Республики Казахстан система критериального оценивания направлена на развитие у учеников интереса и мотивации к процессу обучения. Этого можно достичь, если установить конкретные и измеримые критерии оценивания, доступные каждому учащемуся и его родителям.
Оценивание – неотъемлемая часть образовательного процесса, представляющая собой сбор и анализ информации об успеваемости ученика на текущих и итоговых этапах обучения. Система оценивания является основным средством определения достижений и диагностики проблем обучения, позволяет определить качество образования, соответствие мировому стандарту, принимать конкретные решения по методам и формам обучения в случае его несоответствия современным задачам в области образования, совершенствовать как содержание образования, так и формы оценивания ожидаемых результатов образования. Оценивание процесс соответствия полученных результатов и поставленных целей. В настоящее время преподаватели не располагают критериальными средствами педагогического контроля. Методические объединения в школах самостоятельно разрабатывают критерии оценивания, содержание и структура которого определяются спецификой изучаемого предмета (темы), особенностями форм и методов мониторинга. Качество такого оценивания не подвергается серьезной проверке, что делает недопустимым принятие объективных решений по итогам контроля. Так, возникают вопросы между методическими требованиями к изучению предмета и содержанием контроля со стороны органов управления образования.
Всвязи с этим моей темой для самообразования явилось "Применение критериального оценивания на урокох информатики". Актуальность данной темы заключается в том, что при выполнении различных практических заданий на уроке, возникает необходимость в разработке критерий для выполнения заданий на уроке. Оценивания которые были бы применимы к данным работам и являлись бы подходящими под требования современной системы обновленного содержания в обучении.
Теоретические основы оценивания на уроках информатики
Оценка - определение и выражение в условных знаках - баллах, а также в оценочных суждениях педагога о степени усвоения учащимися знаний, навыков, умений, установленных программой, об уровне прилежания и состояния дисциплины.
Оценке в условиях обучения подлежат устные ответы, письменные, контрольные, практические, графические работы и т. д. В оценке учитывается правильность ответа по содержанию, его полнота, точность формулировок, прочность и стабильность усвоения знаний, их связь с практикой. Очень важно, чтобы оценки были объективными, так как этот фактор в дальнейшем может стимулировать уровень учебной активности или снижать его.
На сегодняшний день действительно значительное изменение произошли в обновлении содержания обучения. Все ощутимее чувствуется изменения в технологиях обучения. Но вот система школьного оценивания ещё мало изменилась. Школьники часто бывают разочарованы оценками, которые, по их мнению, не соответствуют истинному результату затраченных усилий. Считается, что для учащегося оценки служат стимулом к получению знаний, а для родителей к тому, чтобы вести контроль за занятиями ребенка.
Недостатки 5-ти балльной системы оценки знаний учащихся:
- Нет эталона для сравнения, измерения и объективного оценивания знаний.
- Обостряются отношения между учителем и учащимся.
- Отсутствие системы оценивания, ориентированной на индивидуальную, проектную, опытно- экспериментальную, творческую работу подростков.
- Отсутствие целенаправленной работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.
- Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.
- «Субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания.
Функции системы оценивания.
Прежде всего, попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три.
- Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя (в соответствии с печальной практикой, сложившейся несколько десятилетий назад).
- Информативно-диагностическая функция , включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.
- Контрольно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.
Проблема оценки результатов.
Проблема оценки результатов обучения в настоящее время является дискуссионной. Необходимость оценивания знаний, умений и навыков ученика не вызывает сомнения, однако вопрос с чем их сравнивать - с эталонными представлениями, описанными в учебной программе, со знаниями, умениями и навыками других учеников или с показателями этого же ученика на предыдущем этапе обучения, остается неясным. В теории и практике обучения наиболее устоявшимся является мнение, что суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. В последнее время в научной литературе все чаще высказывается мнение о необходимости оценивать учащихся по их собственным сдвигам в развитии, видя именно в продвижении ученика успех обучения.
При оценке качества образования на уроках информатики возникают проблемы связанные.
- во-первых, с разным уровнем владения компьютерными технологиями (зависит от различной мотивации учащихся, также от возможности получать навыки работы на ПК дома).
- во-вторых, с традиционным мнением, что информатика это только знание компьютерных технологий, а теоретическая часть курса учащимися во внимание не берется.
- в-третьих, с разнообразием контрольных мероприятий: практические и лабораторные работы, устный опрос, письменные самостоятельные и контрольные работы, творческие проектные и исследовательские работы.
Для достижения необходимого качества образования на уроках информатики существуют следующие этапы:
- Выбор учебной программы (базовый/профильный уровни)
- Методическая разработка уроков (выбор типа урока: лекция, презентация, игра, и т.п.)
- Разработка контрольных мероприятий (промежуточные/итоговые)
- Разработка критериев оценивания в зависимости от контрольных мероприятий.
Отмечаются некоторые особенности:
- Во-первых, очень важно сразу ознакомить учащихся с критериями оценивания, чтобы выполняя работу, они ориентировались на достижение устраивающего его результата. Задания должны быть выполнимы для среднеуспевающего ученика и соответствовать требованиям Госстандарта.
- Во-вторых, в ходе выполнения практических работ на компьютере необходимо вовремя заметить затруднение ученика и помочь ему. Для этого учитель должен знать все сложные моменты, возникающие при выполнении конкретного задания, и помогать только при необходимости.
- В-третьих, подобрать или составить контрольные мероприятия таким образом, чтобы они давали возможность проявиться учащемуся с разных сторон, а оценка качества знаний, умений и навыков учащихся складывалась из оценивания работ различного вида.
Технология опыта
Использование элементов критериального оценивания на уроке информатики в рамках изучения темы: «Создание управляющих кнопок. Гиперссылки. Просмотр презентации»
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и достижений учащихся на уроках информатики. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.
Цель данного урока: познакомить учащихся с операцией вставки управляющих кнопок, создания гиперссылки; продолжить работу с анимацией в программе; привить интерес к предмету; познакомить с новыми технологиями обработки информации.
Одной из проблем в преподавании информатики является то, что учащиеся не относятся серьезно к данному предмету. Считают, что «их знания достаточно глубоки», я на своих уроках стараюсь привить им интерес, заинтересовать своим предметом, дать им актуальные знания, которые пригодятся им и в дальнейшей жизни.
Свой урок я начал с психологического настроя урока, просмотрев видеоролик «С добрым утром». Просмотр такого ролика, настроил учащихся на активную работу в классе, поднял настроение.
После психологического настроя на урок я произвел опрос домашнего задания с использованием техники «внутренний и внешний круг». Учащиеся образовали два круга, находясь лицом к лицу, и задавали вопросы друг другу. После ответа на вопрос учащиеся переходили по часовой стрелке и получали вопрос уже от другого учащегося. Так продолжалось до тех пор, пока круг не замкнется. Использование такой техники позволило вовлечь всех учащихся в учебный процесс. Учащиеся, ответившие на вопрос немного раньше, чем другие, оказывают помощь тем, кто затрудняется в ответе.
По окончанию опроса домашнего задания я приступил к объяснению новой темы урока с применением техники «светофор», где в ходе объяснения темы, учащиеся поднимали кружки зеленого, желтого и красного цветов, в зависимости от понятия изложения материала новой темы. Объясняя новый материал, учащиеся вели себя тихо и спокойно, внимательно слушали, так как они изначально знали, что даже если они поднимут зеленую карточку, означающую то, что им все понятно, им все равно придется ответить на вопрос – что именно им понятно и почему. После объяснения данной темы в основном были подняты карточки с зелеными цветами, за исключением одного учащегося, который поднял карточку желтого цвета. После моего ответа на вопрос учащегося мы перешли к физминутке, которая помогла учащимся снять усталость и перейти к следующему этапу урока.